22-24 октября 2024 года в Казани состоялся саммит БРИКС. Это международное событие традиционно привлекло внимание всего мира и в очередной раз продемонстрировало, что БРИКС является динамично развивающимся объединением, которое заинтересовано в развитии как своих членов, так и государств так называемого мирового большинства.
В 2023 г. в БРИКС было принято решение о расширении объединения и увеличении количества государств-членов. В 2024 г. было принято решение о присвоении статуса государства-партнёра 13 государствам. Подобное расширение количества членов объединения и его партнёров является показателем привлекательности площадки для государств по всему миру, так как подлинно осуществляется принцип их равенства и учитываются их интересы. Сегодня БРИКС можно назвать ядром формирующийся новой системы, где страны строят картину будущего мира. Расширение состава БРИКС и его государств-партнёров ставит перед объединением новые вызовы развития в области политики, экономики, финансов и других сферах человеческой деятельности.
БРИКС демонстрирует значительные успехи в развитии сотрудничества между государствами-членами, особенно в таких направлениях, как торговля, финансы, инвестиции, цифровая экономика. Принятая в 2020 году Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 года призвана также развивать эти направления.
Одним из способов углубления сотрудничества между странами и бизнес-сообществами стран БРИКС в области финансов и инвестиций могут быть проекты частно-государственного партнёрства. Такие проекты выгодны и государству, и бизнесу, потому что позволяют комплексно регулировать отношения участников проектов. Такие проекты заключаются на продолжительные сроки, привлекаются внебюджетные средства для долгосрочного финансирования проектов, есть целевой контроль со стороны финансирующей организации и т.д. Одновременно проекты частно-государственного партнёрства имеют свои угрозы для реализации в России: это риски повышения капитальных затрат по проектам (превышение плановых трат фактическими), волатильность курсов валют и национальной валюты. Однако мировой опыт демонстрирует успешность проектов частно-государственного партнёрства в таких отраслях как энергетика, транспорт, образование, здравоохранение и региональное развитие. Стоит также отметить, что частно-государственное партнёрство — это инновационный и эффективный способ преодоления дефицита инвестиций, т.к. частный сектор может эффективно предоставлять общественные блага и услуги.
За последние несколько лет практика показала, что развитие инфраструктуры является стратегическим приоритетом экономической политики России. Развитие инфраструктурного рынка является важным условием для увеличения темпов роста экономики, рынка труда и привлечения дополнительных ресурсов в целях решения стратегических задач, стоящих перед страной. Поддержка правительства способствовала росту объёма привлечённых частно-государственных инвестиций. Объём частных инвестиций увеличился почти вдвое.
Москва одной из первых в России стала развивать государственно-частное партнёрство и сегодня является лидером в стране по привлеченным инвестициям в такие проекты. Это позволяет говорить об инвестиционной привлекательности Москвы не только в рамках страны, но и для других стран и компаний из них. Россия в настоящее время активно перестраивает свои экономические связи, которые укрепляются с государствами-членами БРИКС. Эти государства и их бизнес-сообщества могут быть привлечены к реализации проектов государственно-частного партнёрства, например, в областях, которые были указаны выше.
Москва находится в мировом тренде проектов государственно-частного партнёрства и преимущественно привлекает инвестиции в инфраструктурные проекты, такие, как создание транспортно-пересадочных узлов, северного дублёра Кутузовского проспекта, канатной дороги над Химкинским водохранилищем и др. Также в Москве реализуются проекты частно-государственного партнёрства в области образования, например, строительство школы в инновационном центре «Сколково». Таким образом, у Москвы есть примеры успешного использования инструмента частно-государственного партнёрства для развития собственной экономики, что может стать для компаний из других стран при сотрудничестве с Россией и, в частности, с Москвой притягивающим фактором.
Государства-члены БРИКС намерены способствовать расширению поддержки экономического развития стран на принципах государственно-частного партнёрства и использования межгосударственных механизмов поддержки экономических субъектов, т.к. оно может быть выгодным для всех участников. Москва, сочетая свои интересы привлечения инвестиций в собственную экономику с интересами России, а также других стран БРИКС, может стать одним из локомотивов углубления сотрудничества стран и их бизнес-сообществ в этой сфере экономического развития.